HTRINITY
Икона прп.Андрея
Рублёва «Троица»

Здесь Вы найдёте
выдержки из
обширного труда
Л.А.Успенского
(1902-1987)
«Богословие
иконы
Православной
Церкви»


На заглавную

Карта сайта


БОГОСЛОВИЕ ИКОНЫ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
   Православная Церковь обладает бесцен­ным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но также и в области церковного искусства. Как известно, почитание святых икон играет в Церкви очень большую роль; потому что икона есть нечто гораздо большее, чем просто образ: она не только украшение храма или иллюстра­ция Священного Писания: она — полное ему соответствие, предмет, органически входящий в богослужебную жизнь. Этим объясняется то значение, которое Церковь­ придает иконе, то есть не всякому вообще изображению, а тому специфичес­кому образу, который она сама вырабо­тала в течение своей истории, в борьбе против язычества и ересей, тому образу, за который она, в иконоборческий период, заплатила кровью сонма мучеников и исповедников, — православной иконе. В иконе Церковь видит не какой-либо один аспект православного вероучения, а выражение Православия в его целом, Православия как такового. (Выделение и далее С.С.). Поэтому ни понять, ни объяснить церковное искусство­во вне Церкви и ее жизни невозможно. Икона, как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, на­равне с Преданием, записанным и Преданием устным. Почитание икон Спасителя, Богоматери, Ангелов и святых есть догмат христианской веры, сформулированный­ Седьмым Вселенским Собором, — догмат, который вытекает из основного исповедания Церкви — вочеловечения Сына Божия. Его икона яв­ляется свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения. Поэтому иконы справедливо называются часто "богословием в красках". Об этом Церковь постоянно напоминает нам в своем богослу­жении. Более всего раскрывают смысл об­раза каноны и стихиры праздников, посвя­щенных различным иконам (как, например, Нерукотворному Спасу, 16 августа), особен­но же служба Торжества Православия. От­сюда понятно, что изучение содержания и смысла иконы есть предмет богословский, так же как изучение Священного Писания.  

   Православная Церковь всегда боро­лась против обмирщения церковного ис­кусства. Голосом своих Соборов, святи­телей и верующих мирян она защищала его от проникновения чуждых ему эле­ментов, свойственных искусству мир­скому. Нельзя забывать, что как мысль в религиозной области не всегда была на высоте богословия, так и художествен­ное творчество не всегда было на высо­те подлинного иконописания. Поэтому нельзя считать непогрешимым авторите­том всякий образ, даже если он очень древний и очень красивый, а тем менее — если он создан в эпоху упадка, вроде нашей. Такой образ может соответствовать учению Церкви, а может и не соответствовать, может вводить в за­блуждение, вместо того чтобы наставлять. Другими словами, учение Церкви может быть искажено образом так же, как и словом. Поэтому Церковь всегда боролась не за художественное качество своего искусства, а за его подлинность, не за его красоту, а за его правду.              далее...



Сайт управляется системой uCoz