Икона прп.Андрея
Рублёва «Троица»
|
БОГОСЛОВИЕ ИКОНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
|
|
Православная
Церковь обладает бесценным сокровищем
не только в области богослужения и святоотеческих творений, но также и
в
области церковного искусства. Как известно, почитание святых икон
играет в
Церкви очень большую роль; потому что икона есть нечто гораздо большее,
чем
просто образ: она не только украшение храма или иллюстрация Священного
Писания: она — полное ему соответствие, предмет, органически входящий в
богослужебную жизнь. Этим объясняется то значение, которое Церковь
придает
иконе, то есть не всякому вообще изображению, а тому специфическому
образу,
который она сама выработала в течение своей истории, в борьбе против
язычества
и ересей, тому образу, за который она, в иконоборческий период,
заплатила
кровью сонма мучеников и исповедников, — православной иконе. В иконе
Церковь
видит не какой-либо один аспект православного вероучения, а выражение
Православия в его целом, Православия как такового. (Выделение
и далее С.С.). Поэтому ни понять,
ни объяснить церковное
искусствово
вне Церкви и ее жизни невозможно. Икона, как образ священный, есть одно
из
проявлений церковного Предания, наравне с Преданием, записанным и
Преданием
устным. Почитание икон Спасителя, Богоматери, Ангелов и святых есть
догмат
христианской веры, сформулированный Седьмым Вселенским Собором, —
догмат,
который вытекает из основного исповедания Церкви — вочеловечения
Сына Божия. Его икона является
свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения. Поэтому
иконы
справедливо называются часто "богословием в красках". Об этом Церковь
постоянно напоминает нам в своем богослужении. Более всего
раскрывают смысл образа
каноны и стихиры праздников, посвященных различным иконам (как,
например,
Нерукотворному Спасу, 16 августа), особенно же служба Торжества
Православия.
Отсюда понятно, что изучение
содержания и смысла иконы есть предмет
богословский, так же как изучение Священного Писания.
Православная
Церковь
всегда боролась против обмирщения церковного искусства. Голосом своих
Соборов, святителей и верующих мирян она защищала его от проникновения
чуждых
ему элементов, свойственных искусству мирскому. Нельзя забывать, что
как
мысль в религиозной области не всегда была на высоте богословия, так и
художественное творчество не всегда было на высоте подлинного
иконописания.
Поэтому нельзя считать непогрешимым авторитетом всякий образ, даже
если он
очень древний и очень красивый, а тем менее — если он создан в эпоху
упадка,
вроде нашей. Такой образ может соответствовать учению Церкви, а может и
не соответствовать,
может вводить в заблуждение, вместо того чтобы наставлять. Другими
словами, учение Церкви может
быть искажено образом так же, как и словом. Поэтому
Церковь
всегда боролась не за художественное качество своего искусства, а за
его
подлинность, не за его красоту, а за его правду.
далее...
|