На заглавную || Карта сайта


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Тайна косовской битвы —
духовное завещанiе царя Лазаря

Монахиня Iоанна

        Известный сербскiй богословъ — епископъ Николай (Велимiровичъ, 1880—1956 гг.) привлекаетъ къ себе вниманiе оригинальностью своихъ трудовъ и считается не только въ Сербiи, но и въ другихъ православныхъ странахъ, глубокомыслящимъ богословскимъ писателемъ. Его трудъ — «Завещание царя Лазаря» — прiоткрываетъ завесу внутренняго глубокаго духовнаго смысла косовской битвы и ея значенiя не только для Сербiи, но и для всехъ православныхъ странъ.

        Передъ нами — ХIV векъ. Это время тяжелой, кровавой борьбы сербовъ за свою свободу, это глубокiя разногласiя среди феодаловъ, и светлая личность царя Лазаря.

        Въ косовской битве онъ гибнетъ, сербское войско разбито, уничтожено, страна въ рабстве, страна въ слезахъ и горе. Но вотъ царь узнаетъ передъ своей смертью, что битва эта является не пораженiемъ, а победой духа надъ плотью, истинной победой сербовъ, а не ихъ гибелью. Почему? вотъ объ этой тайне, тайне духовной, и повествуетъ книга епископа Николая Велимiровича «Завещанiе царя Лазаря».

        Царь Лазарь, поддерживаемый турецкимъ солдатомъ, умираетъ стоя. Онъ молитъ Бога ответить на вопросъ, который мучитъ его: «Я грешенъ, и я умираю, но почему мой народъ, мои воины осуждены на эту муку, на эти страданiя?» И здесь, въ этотъ моментъ царь вспоминаетъ, что когда-то онъ сделалъ выбор между царствомъ земнымъ и Царствомъ Небеснымъ. И выбралъ тогда — Царство Небесное. Можетъ быть, выбор его былъ неправильнымъ, и онъ погубилъ свой народъ, заставивъ его страдать. Эта мысль терзала умирающаго царя. Можетъ быть, это его решенiе и стало главной причиной пораженiя Сербiи, гибелью народа, гибелью его самыхъ близкихъ друзей. Итакъ, царь Лазарь находится передъ необъяснимой тайной страданiй, неразрешимой тайной, недоступной уму человеческому. И вотъ эту тайну, ея внутреннiй, глубокiй смыслъ и долженъ раскрыть ему посланный Богомъ ангелъ.

        Но въ связи съ этимъ хорошо привести сначала слова архiепископа Феодора (Поздеевскаго) изъ его статьи «Къ вопросу о страданiяхъ». Онъ пишетъ: «Зло и страданiя есть состоянiе искаженнаго порядка жизни, и виновникъ этого искаженiя въ земной жизни самъ человекъ; при этомъ понятiе зла и страданiй вовсе не однозначны: зло — понятiе чисто моральное, а страданiя сами по себе — вне области понятiй добра и зла въ зависимости отъ воли человека. Проблема зла и страданiй есть вековая проблема человека. Вся исторiя человечества — это "плачъ и стонъ и горе". Смерть во времени ставитъ вопросъ о смысле жизни человека. Смерть можетъ обезсмыслить, но надо найти внутреннiй духовный смыслъ страданiй и смерти.

        Часто страданiя, болезни посылаются не какъ наказанiе, а для вразумленiя по милости Божiей. Понявъ такой смыслъ страданiй человекъ сможетъ тогда и радостно воспрiять смерть. Въ страданiяхъ человекъ только можетъ отрываться отъ временной жизни и обращаться къ Богу. Но проникнуть въ глубокiй смыслъ страданiй человекъ не можетъ, опираясь только на свой умъ».

        Человеку, глубоко верующему, какимъ былъ царь Лазарь, дано было Господомъ проникнуть и познать эту тайну бытiя. И этотъ тайный внутреннiй смыслъ страданiй и смерти раскрываетъ ему посланный Богомъ ангелъ.

        Въ тотъ моментъ, когда душевная боль царя была настолько глубока, что онъ уже пересталъ чувствовать боль физическихъ страданiй, его внезапно озарилъ яркiй светъ и передъ нимъ предсталъ ангелъ и еще кто-то въ сiяющей одежде. (Это былъ пророкъ Амосъ — святой «славы» царя Лазаря, т.е. его небесный покровитель — м. I.).

        Ангелъ обратился къ нему со следующими словами: «Не печалься, царь Лазарь. Я посланецъ Божiй. Я посланъ къ тебе ответить на все вопросы, терзающiе твою душу. Не страдай, думая, что ты сделалъ неправильный выбор. Твой выбор былъ истинно правильнымъ.

        Истинны и мудры твои слова: «Земное царство длится только краткое мгновенiе, Небесное же Царство — вечно».

        Взгляни на окружающiй тебя просторъ. Онъ только часть, малая — Царства Небеснаго. Людскiе физическiе глаза не въ силахъ проникнуть во все его величiе. Только духовный взоръ можетъ лицезреть его красоту, скрытую отъ физическихъ очей. Каждому сердцу, горящему любовью, ответъ приходитъ съ Небесъ, каждому существу, прославляющему Бога, Онъ открываетъ Себя въ Своей милости. О, это Царство духовное, оно непреходящее, вечное и божественное. Истина, любовь, радость вдохновляютъ это духовное Царство.

        Ты можешь видеть его только своими духовными очами. Только духовные очи проникаютъ въ сферы, недоступныя земнымъ глазамъ.

        Истинные учителя не ошибаются, называя тело тюрьмой, а отделенiе души отъ тела (т.е. смерть) — свободой.

        Потому люди и разделяются на две группы. Первая видитъ мiръ земными глазами и думаетъ, что это и есть действительность. Но бедные, жалкiе, какъ они ошибаются! Они слепы и живутъ въ полнейшей темноте незнанiя, затемненныя тенями созданных предметов.

        Вторая группа старается проникнуть въ глубину вещей своимъ разумомъ, такiе люди могутъ познавать только тайну вещей и существъ, не проникая въ глубину истины.

        Но есть и третья группа — это люди, которые не доверяютъ ни глазамъ своимъ, ни уму, но съ детской простотой воспринимаютъ Божественное откровенiе, и оно возбуждаетъ въ ихъ душе стремление къ Царству Небесному. И тогда имъ (после глубокихъ молитвъ) открывается истинный путь къ Царству Небесному. Среди нихъ находятся прославленныя земли твоей и святой пророкъ Амосъ (твой небесный покровитель). И ты, славный царь, причисленъ къ лику этихъ, прославленныхъ своей любовью къ Богу, святыхъ твоей земли».

        А вокругъ царя Лазаря страшное поле битвы, и безмолвно тамъ, на этомъ кровавомъ поле. Спятъ бойцы непробуднымъ сномъ. Только воронье принялось за свою добычу. Они спорятъ и дерутся крыльями и кровавыми клювами.

        Царь Лазарь страдаетъ. Убиты многiе, убиты его самые любимые вожди.

        Разбита, ведь, вся сербская армiя. И вотъ онъ снова обращается къ Ангелу со словами: «О чемъ надо просить у Господа передъ смертью?»

        Ангелъ отвечаетъ: «Въ конце земной жизни, также какъ и на всякомъ жизненномъ шагу, надо просить у Господа о прощенiи греховъ и о полученiи благодати. Духъ Божiй не входитъ въ домъ, занятый нечистой силой. А поэтому эту храмину надо очистить. Должно произойти полное преображенiе личности. Объ этомъ мало известно, но ты, славный князь, долженъ познать это. За грехи Создатель отнялъ у павшаго человека Святого Духа, и человекъ остался со своей душой со своимъ земнымъ духомъ».

        Исторiя славянскаго народа одна изъ самыхъ мучительныхъ исторiй: непрерывная борьба съ турками, турецкое жестокое иго, рабское состоянiе народа, борьба за свободу, и вотъ наконецъ гибель армiи. Какъ найти ответъ всемъ этимъ страданiямъ?

        Проникнуть въ глубину этой тайны, осмыслить, примириться со страданiями и воспринять ихъ какъ подвигъ нравственнаго возрожденiя, въ чувстве свободной любви къ Богу, и получить прощенiе греховъ и благодать, и войти въ вечное Царство Небесное — въ этомъ и заключалось предсмертное боренiе царя Лазаря. На эти вопросы, не только Лазаря, но и всего человечества, отвечаетъ ангелъ.

        Но передъ темъ какъ дать ответъ ангела, интересно привести по этому вопросу мысли архiепископа Феодора, изъ упоминавшагося выше труда. Владыка Феодоръ пишетъ: «Главное зло въ жизни падшаго человека въ томъ и состоитъ, что онъ внутри себя носитъ постоянный разладъ и вражду; ибо духъ человека, отрешенный его собственной волей отъ Бога, все же томится и жаждетъ богоподобной жизни, но воля человека не только свела его съ высоты богоподобiя, но и придала господствующее значенiе телеснымъ потребностямъ человека».

        И действительно, въ жизни падшаго человека чувственность и служенiе ей заявляли себя на протяженiи всей мiровой исторiи.

        Зло, въ смысле греха, какъ уклоненiе отъ Бога, получило два направленiя и выражалось всегда, съ одной стороны, — въ развитiи духовной гордости, съ другой — въ развитiи чувственности... И потому страданiя и слезы нужны человеку, ибо они смягчаютъ его гордость и ослабляютъ чувственность.

        Безъ слезъ, страданiй, болезней и безъ смерти въ человеке можно было бы увидеть такое жалкое и страшное существо, образъ которого трудно себе и представить.

        Въ этомъ и заключалась мысль ангела, которую онъ старался разъяснить царю Лазарю.

        Онъ говоритъ: «Почему страна твоя пала? Потому что она состарилась».

        Видя недоуменiе царя, ангелъ объясняетъ, что старость эта — не физическое состоянiе, а духовное (собственно, не старость, а духовный параличъ). Ядъ греха отравилъ и состарилъ сербскую знать, и этотъ ядъ сталъ проникать и въ народъ и отравлять его душу. Только сильная буря могла бы разнести этотъ злой, тлетворный духъ яда и спасти народъ отъ угрожающей ему гибели. И вотъ для того, чтобы спасти страну свою духовно (отъ греха), ее должно было низвергнуть. «Не грусти, царь, — продолжаетъ Ангелъ, — твой выбор былъ правиленъ и согласенъ съ волей Божiей. Ясно, что и Самъ Христосъ и Его ангелы, хотя и утверждали страданiя жизни, но придавали имъ какой-то особый высшiй смыслъ и этимъ заставляли человека находить въ нихъ какую-то высшую правду; въ этихъ страданiяхъ искать пути къ лучшей жизни». Этотъ внутреннiй и высшiй смыслъ страданiй и долженъ былъ понять царь Лазарь. Эти страданiя должны были быть восприняты имъ, какъ добровольный подвигъ, взятый имъ и его народомъ, какъ подвигъ любви къ высшимъ началамъ жизни.

        Мiръ этой любви принять не можетъ, ибо любитъ только себя любовью плоти и сластолюбiя.

        «Нетъ, царь, нетъ, — говоритъ ангелъ, ты не ошибся въ своемъ выборе, а поэтому ты получишь двойной венецъ, и небесный, и земной. Ты правильно сделалъ свой выбор, но ты грешишь, сомневаясь въ этомъ».

        «Но какимъ образомъ мой выбор Царства Небеснаго, — спрашиваетъ царь, — принесетъ пользу моему народу?»

        «Твой выбор Царства Небеснаго несомненно дастъ немеркнущую пользу твоему народу. Онъ очиститъ ихъ умъ, сердце и волю. Онъ преобразуетъ ихъ души въ сiяющее зеркало, въ которомъ отразится вечная жизнь. Царство Небесное войдетъ въ нихъ и сделаетъ ихъ достойными Себя. Ихъ умъ очистится отъ нечистоты, и сердца станутъ достойными благодати. "Во свете Твоемъ узримъ Светъ".

        Когда-то человеческая душа была освещена Святымъ Духомъ. Но она потеряла Его. И человекъ потерялъ душевный миръ. А человекъ, который отвергъ земное царство, познаетъ уже все въ иномъ свете, въ свете Божественномъ. Итакъ выбравъ Царство Небесное, ты приблизилъ свой народъ къ Богу. Ты поручилъ его Великому Врачу и Целителю душъ человеческихъ. И горькими лекарствами Онъ очиститъ сердце твоего народа, вселитъ въ него Духа Святого. И такимъ образомъ, умъ народа твоего очистится, исполнится Божественнымъ Духомъ и вознесется къ Небесамъ. И въ мысляхъ твоего народа отразится безконечный умъ Того, Кто есть Умъ Божественный. Яркiй светъ солнца — темнота въ сравненiи со светомъ Вечнаго Разума. Онъ ведетъ и творитъ все. Безъ Него нетъ истиннаго ума, истиннаго разума».

        «Мысли смертныхъ людей ограничены, — сказалъ умирающiй царь. — И свеча души нашей бросаетъ светъ свой недалеко. И не сердись, посланецъ Неба, если я спрошу тебя, почему Господь попустилъ погибнуть тремъ моимъ лучшимъ генераламъ, которые не охладели въ любви своей къ Творцу?»

        Ангелъ ответилъ: «Смерть страшна только для техъ, кто удаленъ отъ предмета своей любви, но не для техъ, кто призванъ къ Тому, кого любитъ. Смерть страшна для техъ, кто избралъ земное царство, но радость для техъ, кто избралъ Царство Небесное. Где находится сердце человека, тамъ и его истинная родина. Кто любитъ этотъ земной мiръ и все, что въ немъ, у того сердце нездоровое, и онъ не позналъ истинной любви. Такая земная любовь вдохновляется или духомъ плоти или, что еще хуже, духомъ ада. Только то сердце, которое горитъ любовью къ Творцу, является истинно здоровымъ. Только такая любовь достойна своего названiя.

        Вся остальная, то есть та, которую называютъ на земле любовью, не есть истинная любовь, а земное чувство (чувственность) къ плоти, вещамъ, исчезающимъ звукамъ, изменяющимся вкусамъ, другими словами — чувство къ мелькающимъ тенямъ. Поэтому, когда Господь посылаетъ смерть къ темъ, кто Его любятъ, Онъ посылаетъ ее изъ пламени Своей любви, чтобы освободить ихъ отъ безконечнаго разстоянiя и приблизить къ Себе. Когда же Онъ посылаетъ смерть темъ, кто сталъ частью матерiи, и не испыталъ Божественной любви, Онъ посылаетъ ее имъ, какъ возмездiе за ихъ грехи и отсылаетъ ихъ на безконечное разстоянiе отъ Себя.

        Сердце человека создано для любви Божественной. Это храмъ, маленькiй, но самый чудесный на земле, въ которомъ Духъ Божественной любви стремится поселиться. Но, увы, душа человеческая разделилась и стала любить матерiю, и потому сделалась грустной, слабой и старой и заслужила смерть. А потому и все потомки Адама, выбравшiе царство земное, стали смертными. Ихъ сердца опустошились, исчезла въ нихъ Небесная любовь, и наполнились они непрiязненными, проходящими чувствами. Небеса потеряли для нихъ реальность, и только слабая память о небесномъ сохранилась, которая стала все больше и больше блекнуть и съ годами исчезать. А люди стали все больше и больше стремиться къ матерiальнымъ благамъ. Ихъ сердца стали закрываться для духовныхъ чувствъ, и стали наполняться разными страстями: завистью, ненавистью, злорадствомъ, чувственностью, страхомъ за свою плоть, страхомъ смерти, эгоизмомъ и жадностью. Мiръ сделался ихъ страшнымъ тираномъ.

        И вотъ этотъ ядовитый дымъ Адама началъ отравлять сердца твоего народа. Надо было найти средство спасти его отъ гибели. Такъ какъ ни примеръ святыхъ твоего народа, ни проповеди священниковъ не приносили пользы, никакого положительнаго результата, поэтому была попущена Провиденiемъ эта страшная смерть, это убiйство твоихъ благородныхъ генераловъ, наконецъ, и твоя смерть. Потомъ настанетъ время глубокаго покаянiя, молчанiя и страданiй. И такъ, шагъ за шагомъ, сердца людей должны будутъ оторваться отъ этого мiра и вернуться къ Небу. Сердца ихъ должны освободиться отъ адскаго дыма и наполниться истиннымъ Светомъ.

        Вновь обратимся къ словамъ Преосвященнаго Феодора. «Когда мы хотимъ вникнуть глубже въ смыслъ словъ Св. Писанiя, — говоритъ Владыка, — то эти попытки часто остаются совершенно напрасными; какъ бы какое-то покрывало мешаетъ намъ чистыми очами уразуметь сокровенный смыслъ Писанiя. А это, конечно, потому, что законъ Божiй духовенъ, а человекъ плотянъ, проданъ греху, и никогда человекъ, живущiй по закону плоти, не сможетъ уразуметь законы духовной жизни, жизни богоподобной, ибо, чтобы знать эти законы и постигать тайны этой духовной жизни, нужно приблизиться къ нимъ въ самой жизни и опытно познать ихъ. Только особые моменты духовнаго подъема и вводятъ насъ въ истинное уразуменiе духовныхъ тайнъ, и тогда мы делаемся ближе къ Богу, отрешаемся отъ мiра греховнаго, и духомъ своимъ прiобщаемся къ высшему духовному мiру Истины» (Указ. соч.).

        Этотъ особый путь приближенiя къ мiру духовному и указалъ царю Лазарю ангелъ. Путь этотъ — путь принятiя добровольныхъ страданiй, путь терпенiя мукъ и горестей, ради Христа.

        Много потребуется труда и усилiй, поучаетъ ангелъ, много борьбы съ теми греховными настроенiями, которыя какъ бы цепями сковали нашу душу и ослепили умъ и сердце. Этими словами ангелъ просветилъ душу Лазаря и внесъ въ нее веру и надежду, что решенiе его было правильно и угодно Богу.

        «Законъ жизни человеческой, это законъ любви», — продолжаетъ ангелъ. Ключъ къ духовному сокровищу, заключенному въ слове Божiемъ, одинъ: нравственная чистота и святость, вотъ почему и слово Божiе, содержащее въ себе все тайны Богопознанiя, нужно изучать не столько умомъ, сколько чистымъ сердцемъ, способнымъ видеть Самого Бога. Тайна Богословiя познается только любовью».

        Но вотъ, еще одинъ вопросъ мучаетъ царя Лазаря: «Не погубитъ ли рабство то чувство внутренней свободы, которое присуще моему народу? И все ихъ таланты и способности не изсякнутъ ли подъ тяжестью рабства?»

        Ангелъ ответилъ: «Твои слова, царь, говорятъ о томъ, что ты все еще находишься въ цепяхъ плоти. На Небесахъ же дела человеческiя оцениваются только теми мотивами, которыми руководится человекъ. Все остальное: города, дворцы, механизмы — являются пустотой безъ всякой ценности. Огромные города — это все та же пыль дорогъ, дымъ исчезающiй. Маленькая жалкая пчелка можетъ усмехаться, глядя на ваши огромныя башни и имперiи. И вотъ какъ объяснить птице, седящей въ клетке, этотъ внутреннiй, глубокiй смыслъ свободы свободной птицы? Те, кто избралъ царство земное, не смогутъ понять техъ, кто избралъ Царство Небесное. Ихъ воля злая соединена съ волей демонической и потому имъ недоступенъ взглядъ на Царство Небесное. Входъ туда закрытъ для нихъ. И нетъ у нихъ свободы, они рабы своей плоти и демоновъ.

        Пойми, царь, что этотъ грустный день можетъ быть днемъ поворота твоихъ людей не ко злу, но къ добру. До сихъ поръ ихъ земная воля толкала ихъ въ пропасть вечной смерти. Начиная съ этого времени твой народъ долженъ будетъ исполнять волю чужую, и это можетъ научить ихъ исполнять волю Божiю, отучивъ ихъ отъ самомненiя и своеволiя.

        Они должны будутъ покориться воле жестокаго тирана, и поэтому смогутъ понять и возненавидеть свою собственную тиранiю, тиранiю своей плоти надъ своей душой. Сквозь годы и века, труды и горе они научатся ненавидеть эти две злыя силы, свою собственную волю, и волю своихъ рабовладельцевъ.

        А поэтому и будетъ народъ стремиться ввысь, къ небу, какъ дерево въ густомъ лесу, и искать яркiй светъ своего Творца, ибо не владея ничемъ земнымъ, они съ легкостью обрящутъ Светъ Небесный, ибо они возненавидятъ и свою волю и волю своихъ поработителей. И тогда Божественная воля станетъ для нихъ слаще молока и меда.

        Они не смогутъ высказать это, строя города и замки, но проявятъ въ домашнемъ кругу. Ихъ творенiя — песни, музыка, сказанiя — будутъ исполнены любви духовной. А потому, царь, скажи Богу: "Да будетъ воля Твоя". Понять смыслъ креста и страданiй можно только, если добровольно принять и понести крестъ, посланный Богомъ. Нести крестъ — это свидетельствовать свою любовь къ Богу своими добровольными страданiями. Крестъ является свидетелемъ святой любви».

        Ангелъ также объясняетъ и смыслъ свободы. Что значитъ свобода? Это символъ. Слово «свобода» имеетъ много значенiй (смысловъ). Когда внешнiй обликъ свободы меняется въ рабство (тиранiю) одного человека надъ другимъ и не наказывается законами страны, тогда Господь отнимаетъ свободу этой нацiи и бросаетъ ее въ «школу» рабства, для того чтобы этотъ народъ оценилъ и понялъ истинную свободу. Но эта истинная золотая свобода связана тесно съ честнымъ крестомъ. Только черезъ него золотая свобода открывается людямъ. Золотая свобода — это и есть свобода истинная и неизменная. И только тотъ смертный человекъ, который прiобрететъ такую свободу, становится действительно свободнымъ, а не рабомъ плоти и страстей. Онъ тогда, действительно, становится свободенъ отъ иллюзiй, плотскихъ страстей, славы, свободенъ отъ людей и демоновъ, свободенъ и отъ себя, отъ своихъ страстей. Свободенъ всегда и везде, где бы онъ ни былъ, на свободе или въ рабстве. Эта драгоценность хранится именно въ глубине души человеческой. Истинная свобода — это та свобода, которую не можетъ отнять у человека ни тюрьма, ни чужая сила. Безъ этой свободы человекъ — жалкiй рабъ, будь онъ царемъ или последнимъ слугой. Это свобода не отъ послушанiя Богу, а это свобода — въ Боге, истинная, вечная, радостная и золотая.

        И Церковь только тогда истинная, когда она соединяетъ Божественное и человеческое, ибо она есть богочеловеческiй организмъ. А соединенiе Божественнаго и человеческаго должно произойти свободно, а не принудительно».

        Тема зла и страданiй мучитъ веками многихъ людей. И ангелъ добавляетъ: «Лучше прiобрести Царство Небесное страданiями, чемъ царство земное зломъ. И нетъ такого зла на земле, или въ аду, которое могло бы победить вечную мудрость Небесъ».

        После этихъ словъ ангела, Лазарь уже не былъ больше духовно ветхимъ человекомъ, но обновился духомъ. Его душа просветилась духомъ Небесъ. И хотя битва все еще бушевала вокругъ него, но въ своей душе Лазарь почувствовалъ новую, вечную жизнь и вечную радость. Онъ глубоко вздохнулъ и сказалъ: «Аминь».

        Итакъ, въ косовской битве царемъ Лазаремъ все было пожертвовано Христу, а потому и является этотъ день его победой, победой духа надъ плотью. Христосъ сказалъ: «Кто потеряетъ ради Меня жизнь, тотъ найдетъ ее».

        Сербы говорятъ: «За Крст Часни и Слободу Златну» (за честной крестъ и золотую свободу — м.I.), за нее и погибали сербскiе воины на косовскомъ поле, и светлыя ихъ души уносили ангелы на небеса. Въ заключенiи уместно привести слова русскаго писателя Н. В. Гоголя: «Вспомни: призваны мы въ мiръ вовсе не для праздниковъ и пированiй. На битву мы сюда призваны; праздновать же победу будемъ тамъ».

1998 г.


На заглавную || Карта сайта


Перепечатано из «Православной Жизни» № 7 (583), 1998 года
Свято-Троицкий Монастырь в Джорданвилле
Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY 13361; E-mail: orthrus@telenet.net
P.O.Box 36, Jordanville, NY 13361-0036, USA
© Holy Trinity Monastery 1998

Сайт управляется системой uCoz